Интеллект — структура, виды, качества и развитие интеллекта

Интеллект мы привыкли считать свойством исключительно человеческого сознания. На самом деле мы зачастую неправильно понимаем, что такое интеллект; свойство это присуще многим животным, хотя и, так сказать, в разной степени.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Определение интеллекта

Латинское слово intellectus имеет довольно широкий спектр значений: «восприятие», «рассудок», «понимание».

Современное же определение интеллекта таково: это качество психики, которое состоит из возможности приспосабливаться к новым ситуациям, обучаться, запоминать, усваивать прошлый опыт и использовать имеющиеся знания для управления окружающей средой; также интеллект понимается как способность оперировать абстрактными понятиями.

Интеллект объединяет такие свойства психики, как память, восприятие, ощущения, представления, мышление, воображение, внимание, воля, рефлексия.

Определение интеллекта

Психолог Рэймонд Кэттел считал, что существует две разновидности интеллекта: подвижный и кристаллизовавшийся. Первый – это способность логически мыслить и решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй – это накопленный опыт и способность его использовать.

Как уже говорилось, в различной степени интеллект развит у многих животных. При этом чем ближе животное к человеку, тем более несомненным нам кажется наличие у него интеллекта. Есть ли он у шимпанзе и горилл? Несомненно. Есть ли интеллект у кошки? Судя по всему, да. Есть ли он у ящерицы, муравья, улитки?.. С другой стороны, обширные интеллектуальные способности зачастую обнаруживаются у неожиданных групп организмов. Так, умственные способности муравьёв и термитов иногда кажутся чуть ли не человеческими, им доступно даже обучение, общение и разделение труда в сообществе; при этом головного мозга у них, как и у других насекомых, вообще нет. Интеллектуальные способности ящериц куда более скромные, хотя у них есть настоящий головной мозг.

Почему так происходит? Наверное, уровень интеллекта организма связан не с объёмом «серого вещества», а с количеством нейронных связей. Чем больше таких связей, тем больше разнородной информации может обработать мозг за единицу времени. Интеллект – это скорее свойство материи, которое может реализовываться разными способами. Поэтому, к примеру, существует искусственный интеллект, возможности которого в последнее время только возрастают.

Что это такое

В понятие «социальный интеллект» входят:

способность успешно взаимодействовать с людьми, предсказывать их поведение, распознавать настроение и отношение окружающих к происходящему

способность чувствовать ход ситуации и возможность направлять ход событий в нужное русло

умение видеть себя со стороны

Как и абстрактный интеллект, социальный интеллект тоже имеет свои уровни: низкий, средний и высокий.

Нетрудно догадаться, что высокий уровень социального интеллекта характеризуется тем, что его обладатель в прямом смысле слова является хозяином своей жизни, лидером, который способен вести за собой группу людей, меняя их мысли и даже убеждения. Как правило, у человека с развитым социальным интеллектом можно выявить и способность к эмпатии. Эти два понятия параллельны и дополняют друг друга.

Читайте также:  Внимание опасность! Последствия сотрясения головного мозга у ребенка

Люди с низким уровнем социального интеллекта чаще думают стереотипно, не способны адаптироваться под изменения в жизни, часто вешают ярлыки на людей, не меняют своих убеждений. В то же время, действуют стихийно, поддаются воздействию со стороны, например, рекламе. В целом такие люди не обладают возможностью мыслить критично.

Вышеперечисленные описания очень предсказуемы и полярны. В жизни, конечно, не всё так однозначно.

Понаблюдайте за собой, за коллегами, за друзьями… Наверняка хотя бы раз у каждого были свои промахи при взаимодействии с людьми. Например, неуместная шутка и т.д. И здесь важно отлавливать эти неудачи в ситуациях, анализировать, где конкретно можно было бы поступить иначе, как по-другому выразить свою мысль. Только потом, исходя из опыта, стараться применять новые «правильные» приёмы в будущем, формируя привычку.

распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Читайте также:  Горизонтальный нистагм: причины возникновения и лечение

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Характеристики интеллекта и смежные способности

Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.

Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.

Характеристики интеллекта и смежные способности
  1. Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
  2. Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
  3. Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
  4. Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
  5. Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
  6. Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
  7. Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

перейти наверх

Тесты на интеллект

Тесты интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта различны. Иногда они адресуются к словесно-логическому мышлению; когда-то направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; в некоторых случаях позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др. В любом случае полезно помнить, что существуют различные виды интеллекта, и всегда задавать себе вопрос: мы тестируем интеллект — какой? Можно ли верить тестам на интеллект? Можно, если учитывать некоторые обстоятельства. Тесты на интеллект меряют работу интеллекта в спокойных, а не жизненных ситуациях. У многих людей, особенно у женщин, мышление легко дает сбои под влиянием эмоций. Эмоции легко выключают голову, и женщина может быть очень умна, но умна ненадежно: до тех пор, пока не начнет говорить с подругой и не поведется на эмоции.

Читайте также:  Астенический синдром что это такое симптомы лечение

Во-вторых, мышление — только инструмент, который дает результат лишь тогда, когда им пользуются. Одно дело — быть умным (умной), другое дело — включать голову, своим умом пользоваться. У вас может быть автомобиль с возможностью гонять до 250 км/час, но любитель спокойной езды либо, тем более, любитель пеших прогулок будет передвигаться с не торопясь. Вершинные достижения в интеллектуальной деятельности конкретного человека мало что говорят о его повседневной разумности. Человек может иметь очень высокий IQ, но если пользоваться головой он не любит или не считает правильным («нужно уметь отключать голову!»), то во многих ситуациях он окажется элементарно неадекватным. В частности, большинство женщин прекрасно пользуются умом на работе, когда это требуется руководством, и отключают голову, когда заканчивается рабочий день: женщине удобнее и приятнее жить чувствами.

Разработка и реализация программы развития эмоционального интеллекта Особенности информационного поиска студентов с различными особенностями саморегуляции Взаимосвязь стиля деятельности и школьной тревожности старшеклассников Оптимизация обучения посредством коррекции функционального состояния детей Различные подходы в образовании лиц с ограниченными физическими возможностями

Способы определения интеллектуального уровня

В большинстве случаев применяются специальные тесты для разных категорий людей. Как правило, IQ индивида отражает отношение его умственного и календарного или биологического возраста. Стоит отметить, что тесты для взрослых обычно имеют большее количество заданий, при этом уровень их сложности значительно превышает возможности человека со средними способностями. Тем не менее практически в любом случае допустимо развитие умственных возможностей, если речь не идет о крайних формах отсталости.

Коэффициент интеллекта человека традиционно подразделяется на три общих уровня:

  • умственная отсталость фиксируется при IQ ниже 84 баллов;
  • средние показатели отмечаются в диапазоне от 84 до 116 баллов;
  • высокий интеллект начинается со значения в 116 баллов и может доходить примерно до 200 баллов.

Согласно мировой статистике, 68% взрослого населения планеты имеет средние показатели умственных способностей. Около 16% приходится на интеллектуально отсталых и одаренных личностей. При этом только тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии становятся преградой к развитию.

Лингвистический

Следующий вид интеллекта отличает его владельцев особой любовью к лингвистике и всему, что ее касается. Он помогает малышам быстро научиться говорить, слушать, писать и читать. Дети чуть старше обожают литературу, им нравится изучать иностранные языки, создавать стенгазеты и брать интервью. Как правило, они становятся яркими и общительными людьми.

Количество профессий, подходящих для таких людей, довольно велико. Самые интересные:

Лингвистический
  • Переводчик;
  • Журналист;
  • Дипломат;
  • Писатель;
  • Корректор.

Обучение же для таких детей лучше всего проводить в групповой форме

Важно, чтобы малыш мог обсудить любые события или факты с другими людьми. При этом основным видом деятельности для развития становится именно общение, но не менее полезно может оказаться и чтение