Детский церебральный паралич (ДЦП). Формы ДЦП. Лечение ДЦП у детей

ДЦП – это термин, объединяющий группу неврологических нарушений, которые возникают вследствие повреждения структур головного мозга в перинатальном периоде. ДЦП расшифровывается как «детский церебральный паралич» и проявляется преимущественно двигательными расстройствами.

Формы ДЦП

Способы классификации детского церебрального паралича

  1. спастическая диплегия или болезнь Литтла, это поражение  обеих половин тела, при этом руки поражены сильнее ног,
  2. спастический паралич или двойная гемиплегия или тетраплегия, поражение и рук, и ног.
  3. детская форма гемиплегии,
  4. дискинетическая форма церебрального паралича,
  5. атаксическая форма церебрального паралича,
  6. смешанные формы паралича,
  7. не уточненные формы ДЦП.

Методы диагностики детского церебрального параличапедиатр

  1. электрофизиологического обследования и получения потенциалов с мышц и оценка работы периферических нервов,
  2. проведением электроэнцефалографии с оценкой функциональной активности мозга и выявлением очагов эпилептической активности,
  3. консультации специалистов окулиста и лора, ортопеда, психиатра и эпилептолога.

Методы лечения ДЦПЛечение ДЦПразвитию речивитаминыврачиПричины, симптомы, лечение нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростковподростковпервое место среди детской инвалидностиПлоскостопие у детей и подростковПлоскостопиеПричины формирования плоскостопия у детейФормы плоскостопияСимптомы плоскостопия у детейСтепени продольного плоскостопия:Первая степеньВторая степеньТретья степеньСтепени поперечного плоскостопия:Первая степеньВторая степеньТретья степеньК какому врачу обращаться при плоскостопии у ребенка?Коррекция плоскостопия и его лечение у детей и подростковНарушение осанки, сколиоз у детей и подростковОсанкаНарушение осанкинормальную осанку, выпрямленную, кифотическую, лордотическуюсутуловатую.

Нормальная осанкаВыпрямленная осанкаКифотическая осанкаЛордотическая осанкасутуловатой осанкиСколиоз – Общими чертами сколиозов являются

  1. асимметрия уровня плеч, лопаток несимметричная талия;
  2. появление мышечных валиков в качестве компенсаторных возможностей организма;
  3. сколиоз в одном отделе позвоночника порождает сколиоз в другом отделе.

Причины развития сколиоза у детейПрофилактика и лечение сколиоза у детейПрофилактика и лечение нарушений осанки и сколиозазаключаются в следующих позициях

  1. ношение портфелей на обеих лямках;
  2. правильная организация рабочего места в соответствии с гигиеническими требованиями;
  3. адекватная нагрузка на школьников;
  4. регулярные занятия физкультурой, которые помогут укрепить опорно-двигательную систему;
  5. контроль и поддержание физиологически рациональной позы ребенка в течение дня;

Спастический синдром у детейСпастичностьСпастический синдромПричинамиАтактический синдром у детей и подростковПричинами возникновения ЛечениеДискинетический синдром у детейДискинетический синдромПричинами развитияДискинетический синдромСимптомами головные болиПоперечный миелит у детейПоперечный миелит Симптомы поперечного миелитаПричины вознекновенияАртрогрипоз у детейАртрогрипоз Основные причины возникновения: Коррекция заболевания

Читайте также:  Эссенциальный тремор: лечение, причины и симптомы

Признаки ДЦП у детей до года

Клиническая картина и характер течения заболевания зависят от места и глубины повреждения мозга. Иногда первые признаки заметны уже в первые дни или даже часы после рождения малыша. Однако чаще всего они появляются спустя месяц и более, когда родители или врачи начинают замечать отклонения со стороны нервной системы.

Распознать ДЦП у грудничка можно по следующим симптомам:

  • ребенок, которому исполнился месяц, не моргает в ответ на громкий звук;
  • не может сфокусировать взгляд, глаза явно косят;
  • конечности движутся хаотично;
  • четырехмесячный малыш не поворачивает голову на резкий звук, не тянется за новой игрушкой и не может удержать ее в руках;
  • семимесячный ребенок еще не научился сидеть самостоятельно;
  • если попытаться поставить ребенка на ноги, он встает не на всю стопу, а только на носочки.

Очень часто ранним признаком ДЦП у грудного младенца является задержка формирования двигательных навыков. Такие дети долго не держат голову, позже сверстников начинают ползать, переворачиваться с боку на бок и ходить.

Мышцы больного ребенка выглядят чересчур расслабленными или, напротив, напряженными. В обоих случаях это приводит к тому, что тело и конечности принимают неестественное, нефизиологичное положение. При этом примитивные сухожильные рефлексы (например, хватательный и сосательный), как правило, сохраняются дольше.

У здоровых детей ладонно-ротовой рефлекс сильно ослабевает или пропадает уже к 3 месяцам. При повреждении структур ЦНС он не угасает, а лишь усиливается. Иногда ребенок открывает рот и наклоняет голову даже при легком прикосновении к ладоням.

Признаки ДЦП у детей до года

Справка: приблизительно у 30% детей наблюдаются судороги, хотя данный симптом чаще отмечается в более взрослом возрасте.

Особенности развития, отличающегося от нормального, можно заметить у годовалого малыша. Если в этом возрасте ребенок еще не ходит сам, пользуется преимущественно одной рукой, не произносит отдельных слов, то есть все основания для посещения невролога или педиатра.

Можно ли вылечить ДЦП

В дальнейшем появляются и другие, поздние симптомы:

  • деформации костей и контрактуры суставов. Конечность на пораженной стороне укорачивается, что при отсутствии лечения приводит к искривлению позвоночника и деформации тазовых костей. Из-за неравномерного давления близлежащих мышц в суставах развивается тугоподвижность, и снижается объем движений;
  • нарушение глотательной функции обусловлено дискоординацией движений языка и глотки, а также расстройством сократительной способности глоточно-пищеводного сфинктера. В результате возникают проблемы с сосанием, приемом пищи, воды и слюноотделением. Поэтому у ребенка с ДЦП нередко наблюдается непроизвольное слюнотечение;
  • задержка в речевом развитии проявляется неспособностью четко произносить слова из-за неправильного взаимодействия мышц, которые участвуют в данном процессе;
  • нарушение слуха выражается в отсутствии восприятия звуков, из-за чего ребенок долго не может научиться говорить;
  • нарушение прикуса, склонность зубов к кариесу, увеличение зубных корней на фоне приема противоэпилептических препаратов. У детей с ДЦП очень сложно поддерживать гигиену полости рта, поэтому кариес часто прогрессирует. Одна из причин проблем с зубами – сниженная функция жевания и недостаточная подвижность языка, приводящие к регулярной задержке остатков пищи во рту;
  • умственная отсталость свойственна далеко не всем детям, однако именно этот параметр определяет степень инвалидности человека и его качество жизни;
  • непроизвольное мочеиспускание и дефекация возможны при патологическом тонусе гладкой мускулатуры мочевого пузыря и прямой кишки.
Читайте также:  Как избавиться от синдрома навязчивых движений

В расшифровке ДЦП ключевым словом является «паралич», что отражает суть заболевания и описывает основной симптом – расстройство движений и мышечного тонуса. Движения больного ребенка абсолютно не похожи на жесты здорового малыша, что со временем становится все более заметно. Конечности и туловище могут двигаться толчкообразно или как в замедленной съемке, часто движения выглядят разболтанными и раскоординированными.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

  • Улучшение работы артикуляционного аппарата, занятия логопедической гимнастикой, курсы специального массажа;
  • Активизирование слухового внимания у ребенка;
  • Стимулирование голосовой реакции (вокализация выдоха, формирование «комплекса оживления», создание условий для возникновения у самого ребенка желания общаться);
  • Работа над моторными реакциями.
  • Наращивание не только пассивного, но и активного словарного запаса, улучшение понятийных функций, знакомство с грамматическим построением фраз;
  • Улучшение формирования связной речи.

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

Читайте также:  Конверсионное расстройство (истерия, истерический невроз)

Дата публикации: Последнее изменение:

Кодировка ДЦП в МКБ

Детский церебральный паралич является очень серьезным расстройством, проявляющимся у ребенка в периоде новорожденности. Специалисты в области неврологии и психиатрии часто используют код ДЦП по МКБ, если диагноз полностью подтвердился.

В патогенезе данного заболевания ведущую роль играют повреждения головного мозга, обуславливающие наличие у больного характерной симптоматики. Чтобы максимально улучшить качество жизни ребенка с церебральным параличом, очень важно своевременно начать диагностику и лечение болезни.

Клинические проявления

Основные характеристики гемипаретической формы ДЦП, помимо наличия односторонних парезов и параличей, включают в себя:

  • повышенный тонус конечностей на стороне пареза;
  • гиперрефлексия (повышенные рефлексы) с этой же стороны;
  • задержка речевого развития;
  • задержка моторного развития;
  • трудности произношения из-за паралича лицевых мышц;
  • в половине случаев характерно наличие гиперкинезов (спонтанной повышенной двигательной активности);
  • часто — эпилептические припадки;
  • при длительном течении заболевания возможно нарушение интеллекта и психические расстройства.
Клинические проявления

Перманентное лечение

Перманентное лечение детского церебрального паралича (ДЦП) сосредоточено на том, чтобы продолжать и корректировать существующее лечение и добавлять новые методы лечения по мере лечение для ДЦП может включать:

  • ЛФК, которая может помочь ребенку стать настолько мобильным, насколько возможно. Это может также помочь предотвратить необходимость в оперативном вмешательстве. Если же ребенку проводилось оперативное лечение, то интенсивные занятия ЛФК могут быть необходимы в течение 6 и более месяцев. Медикаментозное лечение должно быть под постоянным контролем для того, чтобы избежать возможных побочных действий лекарств.
  • Ортопедическая хирургия (для мышц, сухожилий, и суставов) или дорсальная ризотомия (иссечение нервов поврежденных конечностей), при наличии выраженных проблем с костями и мышцами, связками, и сухожилиями.
  • Специальные ортопедические приспособления (брекеты шины ортезы).
  • Поведенческая терапия, в которой психолог помогает ребенку найти способы общения со сверстниками и это является тоже частью лечения.
  • Массаж, мануальная терапия могут применяться также в лечении как основных симптомов ДЦП, так и осложнений, связанных с нарушенной биомеханикой движения.
  • Социальная адаптация. Современные технологии (компьютеры) позволили трудоустроить многих пациентов с последствиями ДЦП.