Афазия при инсульте логопедический материал для занятий

От заболевания, именуемого амнестической афазией, страдают люди всех возрастов. Данная статья посвящена изучению симптоматики этого недуга, а также причинам его развития и методам лечения.

Причины

В основе возникновения синдрома лежат поражения коры головного мозга. Дисфункцию отделов и гибель нейронов могут повлечь следующие ситуации:

Причины
  • кровоизлияния;
  • злокачественные и доброкачественные опухоли;
  • операции в структурах головного мозга;
  • ЧМТ;
  • нейроинфекции;
  • инсульт;
  • удары, ушибы головы;
  • болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • пиковые гормональные состояния (беременность, пубертатные периоды, климакс).
Причины

Локализация очага поражения возникает при структурных изменениях зоны ТРО в области доминантного полушария. Центральным механизмом развития болезни становится нарушение восприятия звука, образа, пространства.

Причины

Причины

Реферат: Совершенствование процесса восстановления речевой функции у больных с афазией в резидуальном периоде заболевания

Реферат: Совершенствование процесса восстановления речевой функции у больных с афазией в резидуальном периоде заболевания

Похожие материалы:

Реферат: Совершенствование процесса восстановления речевой функции у больных с афазией в резидуальном периоде заболевания
    Практические упражнения и задания для работы по восстановлению речи — Е. А. …Пособие предназначено для занятий по восстановлению речи у взрослых после инсульта, черепно-мозговых травм и других заболеваний головного мозга. Книга адресована логопедам, а также родственникам больных, ее можно использовать для занятий с больными в
    Реферат: Моторная афазия: виды, причины развития, лечениеПроблема этиологии речевых нарушений прошла тот же путь исторического развития, что и общее учение о причинах возникновения болезненных состояний. Еще в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э) видел причину ряда
    Реабилитация неврологических больных. Клиническое руководство — Кадыков А.С …Книга «Реабилитация неврологических больных» подготовлена сотрудниками нейрореабилитационных отделений НИИ неврологии РАМН (впервые созданные в нашей стране нейрореабилитационные отделения этого института имеют более чем 40-летний опыт работы), знакомит
    Реферат: Аудиовизуальная оптимизация при восстановлении речи у больных с мо …Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40-50% от общего числа пациентов) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрии, которые нередко сочетаются
    Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей …Учебное пособие «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» предназначено для логопедов, студентов дефектологических вузов, родителей, желающих участвовать в коррекционной работе со своими детьми при стертой дизартрии. В
    Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи — Н. …Пособие предназначено для занятий по восстановлению речи у взрослых и детей после инсульта и черепно-мозговых травм. Издание состоит из двух частей. В первой содержатся методики, помогающие активизировать речевую деятельность и использовать речевые
    Практические упражнения для восстановления речи у больных — Н.Н. Амосова, Н …Пособие состоит из трех разделов, включающих практические задания и упражнения, направленные на преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи, восстановление фонематического слуха, коррекцию произносительной стороны речи, накопление
    Реферат: Клинический аспект формирования нарушений речи у больных с различн …Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.
    Реферат: Использование интерактивных технологий в процессе восстановительно …Реабилитация больных — одна из самых актуальных и сложных проблем медицины, здравоохранения, и социальной помощи. Объясняется это, прежде всего, большим количеством заболеваний с крайне тяжелыми последствиями, приводящими к инвалидизации. Концепция
    15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи — В. Л …Ваш ребенок с нарушениями речи долго ходил к логопеду безо всякого результата? Хотите узнать почему? А может быть, вы — логопед. И вы убедились в том, что традиционные методы логопедической работы не всегда помогают? Или вы педиатр, которого мамы
Реферат: Совершенствование процесса восстановления речевой функции у больных с афазией в резидуальном периоде заболевания

Просмотров: 258

Семантическая афазия

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом – нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

Диагностика семантической афазии, отграничение ее от ак-стико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко.

Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает.

Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений.

Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим.

Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа.

Читайте также:  Абдоминальный болевой синдром: этиология, патогенез и вопросы терапии

Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли.

Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений.

Семантическая афазия

Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществляется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению.

Аналитический способ становится ведущим в случаях затруднений узнавания слова “в лицо”. Опора на глобальное чтение связана с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятностного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных чаще, чем в норме, прибегать к послоговому и даже побуквенному чтению.

И вместе с тем текст, воспринимаемый со слуха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет возможность по мере необходимости возвращаться к уже прочитанному. Письмо при семантической афазии грубо не нарушается.

Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбуки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения расположить буквы в определенной последовательности.

Все вышеуказанные нарушения речи при семантической афазии сочетаются с выраженными апракто-агностическими нарушениями, типичными для теменного поражения: нарушениями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела, конструктивного и идеаторного праксиса.

Всех больных затрудняет ориентировка в географической карте и выполнение заданий “поставить заданное время на макете часов”. У некоторых больных обнаруживается также акалькулия в виде непонимания разрядного принципа организации чисел и затруднения счетных операций.

Наблюдается у больных и грубое нарушение рисунка, даже при его копировании (срисовывании).

Преимущественная локализация очагов поражения при семантической афазии – область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при  инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

[attention type=red]

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

[/attention]

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.
Читайте также:  Может ли инсульт передаваться по наследству?

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток.

Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца.

Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Лечение моторной афазии (общие принципы)

Речевые нарушения создают значительные ограничения в плане взаимодействия с социальной средой, приводят к инвалидности и к снижению качества жизни не только самих больных, но и окружающих их близких людей, увеличивают материальные затраты на лечение и уход, обусловливают депрессивное состояние, значительно затрудняют процессы восстановления и ухудшают общий прогноз заболевания. При сравнении пациентов с инсультом без афазии и с таковой отмечено, что в числе вторых вынужденная длительность пребывания на стационарном лечении и смертность более высокие.

Прогноз, степень восстановления и сроки реабилитации зависят, в основном, от таких факторов, как:

  • причина заболевания;
  • тип и локализация повреждения;
  • обширность и глубина поврежденной мозговой ткани;
  • форма афазии и степень ее тяжести;
  • состояние мозговой ткани, окружающей очаг поражения — наличие сопутствующих патологических изменений мелких сосудов (микроангиопатии), предшествующие дегенеративные процессы и т. д.;
  • возраст, пол больного и наличие «левшества»;
  • уровень образования и знание иностранных языков;
  • своевременность, адекватность и длительность реабилитационной терапии.

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, каким будет процесс восстановления — самостоятельным и бесконтрольным, что может приводить к невозможности полного восстановления речевой функции, или управляемым, направленным, то есть логопедическим. Очень важным является их адекватное сочетание.

Лечебно-реабилитационные методы восстановления речи должны быть комплексными и включать в себя:

  • лечение основной патологии;
  • фармакологическую поддержку;
  • физиотерапию (транскраниальная стимуляция постоянным током и транскраниальная магнитная стимуляция — стимулируют синаптическую активность зон);
  • лечебную физкультуру и массаж;
  • интенсивные логопедические упражнения;
  • помощь психотерапевта и психиатра.
Лечение моторной афазии (общие принципы)

Главной задачей медикаментозной терапии является восполнение дефицита в организме биологически активных веществ, влияющих на передачу и прохождение нервных импульсов (нейротрансмиттеров), а также являющихся неспецифическими стимуляторами высших, умственных процессов в головном мозге.

В этих целях рекомендуется назначение некоторых препаратов, являющихся модуляторами различных систем нейротрансмиссии, из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, дофаминергических средств, акатинола (Мемантин), ноотропов (Пирацетам, Ноотропил, нейропротекторов (Целлекс) — преимущественно молодым. Всесторонним эффектом характеризуется препарат цитиколин (Цераксон). Кроме того, назначаются препараты, улучшающие мозговой кровоток (Пентоксифиллин) и средства, способствующие метаболическим процессам.

Нефармакологические меры по реабилитации необходимо осуществлять на фоне основной медикаментозной терапии. Логопедические занятия в настоящее время считаются «золотым стандартом» речевой коррекции у таких больных. Причем важна не какая-либо конкретная логопедическая методика работы, а имеет значение частота проведения занятий и их интенсивность.

Кроме того, к настоящему времени стало совершенно очевидным, что только при раннем начале коррекционно-логопедических занятий можно рассчитывать на положительные стойкие результаты лечения. Процесс логопедического восстановления речевой функции должен начинаться уже в острый период заболевания (с 7-10-го дня после инсульта) и длиться от 6-и месяцев до 2-3-х и более лет, то есть в течение всего периода восстановления, пока остаются речевые нарушения.

Вам также может быть интересно:

Диагностика

Диагностикой и лечением афазии занимается врач-невролог.

  • Изначально проводится сбор жалоб и анамнеза
  • Затем следует общий неврологический осмотр на предмет наличия внешних неврологических отклонений (опущение уголка губ, отклонение языка при высовывании, снижение тонуса конечностей и т.д.).

Назначаются дополнительные методы диагностики:

  • Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография – помогают установить причину нарушения с помощью послойного изучения тканей головного мозга;
  • Электроэнцефалография – определяется электрическая активность в различных участках мозга;
  • Магнитнорезонасная ангиография – проводится при подозрении на нарушение проходимости сосудов.

Приём невролога в наших клиниках

м. Дунайская

Дунайский проспект, дом 47

м. Ладожская

Проспект Ударников, дом 19, корп. 1

м. Ленинский пр-т

ул. Маршала Захарова, дом 20

м. Пр-т Просвещения

Выборгское шоссе, дом 17, корп. 1

Симптомы развития патологии

Семантическая форма афазии может дополняться выраженной пространственно-конструктивной формой апраксии или апраксией позы и положения пальцев.

У пациентов с семантической афазией остается нормальным восприятие простых фраз, которые передают суть событий и состоят из 7 — 11 слов. Больной свободно может понимать их.

Это важно! Пациенты также хорошо воспринимают значение предлогов по-отдельности, но не в состоянии по заданию расположить одновременно три предмета. Ориентация в сравнительных конструкциях сохраняется.

Трудности проявляются при решении логико-грамматических словосочетаний, которые передают коммуникацию отношений. Пациенты испытывают трудности также в понимании сложно выстроенных семантических конструкций, временных, причинно-следственных и пространственных отношениях, в понимании причастных и деепричастных оборотов. Также люди с данной патологией не могут понимать метафоры, поговорки и пословицы, крылатые выражения.

Симптомы развития патологии

Экспрессивная речь с точки зрения артикуляции сохраняется, не происходит литературных парафазий, но в письме и в речи человек перестает использовать сложные лексические конструкции, поэтому лексика беднеет в семантическом отношении. Отсутствует и смысловая интонация речи.

Читайте также:  Глицерин при внутричерепном давлении: как принимать и пить

Это важно! Письменная речь также обедняется, становится стереотипной, в ней практически отсутствуют сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, а также уменьшается употребление прилагательных. Больные с трудом могут записать и воспроизвести многозначное число.

Лечение и коррекция

Коррекция при рассматриваемой патологии должна затрагивать логопедическую сферу и медицинскую. Задачей нейрохирурга и невролога будет наблюдение пациента и лечение посредством медикаментозной терапии, активной реабилитации и хирургического вмешательства при необходимости.

Занятия с логопедом должны быть направлены на коррекцию, важно поставить перед пациентом цель восстановить и развить активные периферические анализаторы, работать над письмом, чтением, а также импрессивной и экспрессивной сторонами речи.

  • динамическую схему произношения слов следует восстанавливать при моторной афазии;
  • на дифференциацию кинестетических признаков фонем работу необходимо направить при афферентной форме болезни;
  • акустико-мнестическая форма требует преодоления дефектов зрительной и слухоречевой памяти;
  • восстановление понимания речи и фонематического слуха является основной целью акустико-гностической афазии;
  • работа логопеда должна быть направлена на преодоление импрессивного аграмматизма при амнестико-семантической форме патологии;
  • динамическая форма требует стимуляции речевой активности и устранения дефектов внутреннего планирования и программирования речи.

Для предотвращения фиксации патологической симптоматики необходимо начать коррекционную работу как можно раньше после получения разрешения от врача.

Длительность такого процесса может составлять 2-3 года, важно заручиться поддержкой не только логопеда, но также родственников пациента, самого больного и его лечащего врача.

В молодом возрасте наблюдается лучшая динамика, но возникшая в возрасте 5-7 лет акустико-гностическая форма болезни может стать причиной глубокого нарушения речевого развития или полной потере речи. Заикание является стандартным побочным эффектом при спонтанном выходе из афазии моторного типа.

Профилактическая работа должна быть направлена на своевременное устранение опухолевых новообразований мозга, а также предупреждение черепно-мозговых и сосудистых травм. Будьте здоровы!

Видео на тему: « афазии», врач-невролог М.М. Шперлинг

Причины

Нарушение речи развивается под влиянием патологических процессов, происходящих в контролирующих способность говорить центрах головного мозга. Заболевание характерно для пожилого возраста, иногда оно возникает у детей старше трех лет, то есть афазия развивается тогда, когда уже речь полностью сформирована. Среди причин расстройства речи выделяют:

  1. Инсульты – геморрагический и ишемический.
  2. головного мозга.
  3. Воспалительно – инфекционные заболевания – энцефалиты, менингиты , абсцессы.
  4. Хронические прогрессирующие изменения ЦНС – болезнь Пика или Альцгеймера .
  5. Оперативные вмешательства по поводу разных заболеваний.

Афазические расстройства и травмах возникает резко, при новообразованиях письменная и устная речь ухудшается медленно. Тяжесть заболевания зависит от обширности очага поражения, возраста больного, своевременности лечения.

Причины

Классификация

Классифицирование расстройств речи позволяет врачам наиболее правильно подобрать схему лечения, предположить период дальнейшего выздоровления и сформировать прогноз. Разработано несколько классификаций, при постановке диагноза наибольшее значение имеет подразделение афазий, рассмотренное А. Р. Лурией.

У части больных присутствует сразу несколько форм афазии, что затрудняет дальнейшее лечение. В зарубежной медицинской литературе используется упрощенная классификация:

  1. «Задняя» афазия определяет вид органических поражений задних отделов доминантного, то есть правого или левого полушария. При этом речь остается достаточно плавной и понятной.
  2. Неплавная афазия развивается при поражении передних долей полушарий. Произношение слов и фраз затруднено.

Ниже следует видео, в котором интересным и доступным языком разъясняются особенности форм афазии:

Обследование

Причины

Диагноз афазии и выявление причин подобного нарушения проводится совместным обследованием нескольких врачей. Это неврологи, нейрохирурги, психотерапевты, логопеды. Для установления причины используется компьютерная томография отделов головного мозга, дуплексное сканирование, ангиография . В ходе обследования проводят следующие тесты:

  1. Оценку устной речи. Больному предлагается ответить расширенно на вопросы. Пациента просят точно повторить простые и сложные предложения.
  2. Оценку письма под диктовку или списывание.
  3. Оценку слуховой памяти.

Для выявления афазии подходят и тесты, при которых пациента просят назвать предметы, описать из чего они состоят. Больному предлагают назвать вещи, животных, явления на определенную букву – здоровый человек за минуту вспоминает не менее 12 слов.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

Что такое афазия и ее разновидности
  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.